Мебель и предметы интерьера из комнаты Р. М. Беньяш

В годы Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации в Ташкенте, Анна Андреевна Ахматова познакомилась с Раисой Моисеевной Беньяш – театроведом и театральным критиком, дружбу с которой поэт сохраняла долгие годы.

В Советское время мебель и предметы интерьера, представленные в этом зале, принадлежали Раисе Моисеевне Беньяш. Все эти предметы были переданы в дар музею Беньяш из квартиры в Толстовском доме, где она проживала (улица Рубинштейна, дом № 15-17; набережная Фонтанки, дом № 54). Гостями Беньяш были Анна Ахматова, Ольга Берггольц, Галина Уланова, Аркадий Райкин и другие.

Толстовский дом (Набережная реки Фонтанки, 54). Фото из свободных источников

Доходный дом графа М. П. Толстого (Толстовский дом) — историческое здание в Центральном районе Санкт-Петербурга на набережной реки Фонтанки, 54. Дом был построен в 1910 - 1912 годах по проекту архитектора Фёдора Лидваля в стиле северного модерна

В состав гарнитура входит мебель из красного дерева, обитая синим бархатом: диван XVIII столетия, два стула и два «вольтеровских» кресла на колёсиках XIX века. Дополняет их декоративный круглый столик.

Стул. Конец XIX – начало XX в.

Кресло. XIX в.

Кресло украшено резьбой; ножки кресла с бронзовыми колесиками; мягкое сидение и подлокотники обтянуты бархатом синего цвета. Упоминается в документах как «павловское».

Подлокотник кресла. XIX в.

Стол. Конец XIX – начало XX в.

Столик декоративный предназначался как подставка для ваз или скульптур. Под столешницей декоративное оформление в виде двух пластин, на которых вырезан орнамент по дереву.

1
4

В экспозиции представлен трельяж - трёхстворчатое зеркало с туалетным столиком первой четверти XX века, а также два парных зеркала. На одном из зеркал представлено изображение колесницы, управляемой всадником в античном шлеме, а на другом – павлина и растений.

Зеркала украшены рисунками в технике эгломизе. Эгломизе – техника декора, при которой изображение наносится металлической фольгой с обратной стороны стекла.

Трельяж. Первая четверть XX в.

Трельяж. Первая четверть XX в.

Трельяж включает в себя две тумбочки и выдвижной ящик.

Трельяж. Первая четверть XX в.

Декор в верхней части трельяжа

Зеркало. Конец XIX – начало XX в.

Рисунок в верхней части зеркала. Павлин и растения

Рисунок выполнен в технике эгломизе

Зеркало. Конец XIX – начало XX в.

Рисунок в верхней части зеркала. Всадник с колесницей

Рисунок выполнен в технике эгломизе

1
7

В зале представлены две парные фарфоровые вазы, которые покрыты кобальтом. Вазы богато декорированы лепниной в форме цветов и листьев, декоративного орнамента.

Декоративная ваза. XIX в.

Вазы выполнены в стиле ампир.

Декоративная ваза. XIX в.

Декоративная ваза. XIX в.

Вазы украшены орнаментом из белого фарфора с золотом. По всей окружности – гирлянда из лепных цветов

1
3

На стенах расположены две картины. Над диваном – поясной портрет князя А. Д. Ланского в алом мундире кисти работы художника Д. Г. Левицкого (вторая половина XVIII века). Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 – 1822) – российский художник, мастер парадного и камерного портрета, изобразил на полотне фаворита императрицы Екатерины II Александра Дмитриевича Ланского в алом мундире.

Левицкий Дмитрий Григорьевич. Портрет Ланского А. Д. 1782 г. Россия, Санкт-Петербург

Рядом с часами – «Портрет неизвестной», выполненный пастелью художником немецкого происхождения Карлом Вильгельмом Барду (1774 – ок. 1842).

Барду Карл Вильгельм. Портрет неизвестной. Первая треть XIX в.

Важным символичным предметом являются напольные часы в корпусе из красного дерева с боем, которые были произведены в Англии в XVIII столетии. Часы напоминают нам  цикличности времени и о преемственности эпох.

Часы напольные. XVIII в. Англия

Все эти предметы, пережившие множество как трагических, так и героических моментов русской истории, явственно показывают нам непрерывность традиции. С одной стороны, эти предметы являются мемориальными, поскольку они связаны с жизнью выдающихся людей, которые бывали в гостях у Р. М. Беньяш. С другой стороны, они – молчаливые «свидетели» разных эпох: времени своего создания, сложного насыщенного событиями XX века, и, наконец, нашей современной поры.