Мебель и предметы интерьера из комнаты Р. М. Беньяш
В годы Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации в Ташкенте, Анна Андреевна Ахматова познакомилась с Раисой Моисеевной Беньяш – театроведом и театральным критиком, дружбу с которой поэт сохраняла долгие годы.
В Советское время мебель и предметы интерьера, представленные в этом зале, принадлежали Раисе Моисеевне Беньяш. Все эти предметы были переданы в дар музею Беньяш из квартиры в Толстовском доме, где она проживала (улица Рубинштейна, дом № 15-17; набережная Фонтанки, дом № 54). Гостями Беньяш были Анна Ахматова, Ольга Берггольц, Галина Уланова, Аркадий Райкин и другие.
В состав гарнитура входит мебель из красного дерева, обитая синим бархатом: диван XVIII столетия, два стула и два «вольтеровских» кресла на колёсиках XIX века. Дополняет их декоративный круглый столик.
В экспозиции представлен трельяж - трёхстворчатое зеркало с туалетным столиком первой четверти XX века, а также два парных зеркала. На одном из зеркал представлено изображение колесницы, управляемой всадником в античном шлеме, а на другом – павлина и растений.
В зале представлены две парные фарфоровые вазы, которые покрыты кобальтом. Вазы богато декорированы лепниной в форме цветов и листьев, декоративного орнамента.
На стенах расположены две картины. Над диваном – поясной портрет князя А. Д. Ланского в алом мундире кисти работы художника Д. Г. Левицкого (вторая половина XVIII века). Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 – 1822) – российский художник, мастер парадного и камерного портрета, изобразил на полотне фаворита императрицы Екатерины II Александра Дмитриевича Ланского в алом мундире.
Рядом с часами – «Портрет неизвестной», выполненный пастелью художником немецкого происхождения Карлом Вильгельмом Барду (1774 – ок. 1842).
Важным символичным предметом являются напольные часы в корпусе из красного дерева с боем, которые были произведены в Англии в XVIII столетии. Часы напоминают нам цикличности времени и о преемственности эпох.
Все эти предметы, пережившие множество как трагических, так и героических моментов русской истории, явственно показывают нам непрерывность традиции. С одной стороны, эти предметы являются мемориальными, поскольку они связаны с жизнью выдающихся людей, которые бывали в гостях у Р. М. Беньяш. С другой стороны, они – молчаливые «свидетели» разных эпох: времени своего создания, сложного насыщенного событиями XX века, и, наконец, нашей современной поры.