Мода Серебряного века
Серебряный век, охвативший период с конца XIX по начало XX столетия, ознаменовался бурным расцветом русской культуры и моды. В женской моде этого времени произошли значительные перемены, обусловленные новыми идеалами красоты, которые, в свою очередь, были связаны с эмансипацией женщин, а также с политическими и культурными сдвигами.
В те времена существовали строгие правила, предписывающие, как и когда следует одеваться. Дамы из высшего общества меняли наряды по семь – восемь раз в день. Каждое из платьев стоило недёшево, поэтому его приобретение и ношение было целым событием для дамы.
Существовали «платья для приемов», «послеобеденные платья» и «наряды для скачек». В России, с развитием моды на загородный отдых, появилось и понятие «одежды для дачи».
Мода на «чайные платья» возникла вместе с традицией светских чаепитий в избранном кругу. Это был более расслабленный наряд, предназначенный для домашней обстановки. В то же время, «визитные платья» играли важную роль в социальной жизни дам, поскольку визиты были неотъемлемой частью светского этикета, и к их выбору относились очень внимательно.
Серебряный век – это время появления новых форм и элементов гардероба, а также новых силуэтов.
Художница-авангардистка Наталья Гончарова оставила свой след не только в живописи XX века, но и в моде, поскольку первая начала носить платья-рубашки. Прямой крой платьев стал популярным позднее, только в 1920-х годах, а художница опередила модные идеи своей эпохи.
В это же время женщины начинают носить так называемый костюм-тальер. Это был универсальный костюм, состоявший из жакета и строгой юбки, сшитый чаще всего из однотонных практичных тканей. Его часто носили в повседневной жизни, меняя только блузы. Благодаря тальеру стали популярны как обычные повседневные блузы и строгие рубашки с крахмальными манжетами, так и нарядные варианты из батиста или шёлка, обильно декорированные кружевом.
В начале XX века был распространён S-образный силуэт: талия подчёркивалась лентой или ремешком, рукава утратили свою пышность, точно также как юбка, которая теперь ниспадала на пол, свободно облегая ноги.
Отдельное внимание уделялось аксессуарам, которые были не просто деталями, а важными элементами, которые придавали наряду завершённость и подчеркивали неповторимость владельца.
Перчатки были неизменным аксессуаром дамского туалета. Для выхода женщины имели в своем гардеробе перчатки из тонкой светлой кожи (лайка) или шелковые, последние считались более вульгарным вариантом.
В начале XX века веер переживал период расцвета, что связано с господством стиля модерн. Веера превращались в настоящие произведения искусства, добавляли таинственности и загадочности в образ «Прекрасной дамы». Веер, как и перчатки, был средством невербальной коммуникации, а языки веера и перчаток – способами тайного общения, где даже мельчайшие детали были наделены символическими значениями.
В Серебряном веке вуалетка или плотная вуаль были значимым элементом женского гардероба. Они не только защищали даму от дорожной пыли и сажи, но и наделяли женщину аурой загадочности, превращая ее в таинственную незнакомку.
Прически занимали особое место в образе девушек. В начале XX века в моде были пышные прически, создание которых занимало большое количество времени. На протяжении всей эпохи сохранялась популярность волнистых волос, уложенных самыми разными способами. Для формирования локонов применялись нагреваемые металлические щипцы, появившиеся в России в конце XIX века и моментально завоевавшие популярность.
Завершали образ шляпками. В моду вновь вошли широкополые шляпы, украшавшиеся цветами и лентами. Излюбленное украшение шляп в этот период – перья, причём очень модными в начале XX века стали длинные страусовые перья.
Под влиянием стиля модерн ювелирные украшения приобрели изысканную сложность и проработанность деталей. Серебро, украшенное витиеватыми орнаментами и инкрустированное драгоценными камнями, стало символом элегантности и неотъемлемой частью модного образа.