Теория пассионарности Льва Николаевича Гумилёва

Лев Николаевич Гумилёв (1912–1992) — единственный сын поэтов Серебряного века Анны Ахматовой и Николая Гумилёва, который, как и родители, писал стихи, но не публиковал их, а основным видом деятельности выбрал науку.

Открытка «Лев Гумилёв. Фотопортреты. 1926 - 1990-е» к 100-летию со Дня рождения Льва Гумилёва

Л. Н. Гумилёв

Л. Н. Гумилёв на фоне книжных полок. 1990 г.

1
3

В 1960-е годы Лев Николаевич изучал процессы формирования этносов. Ключевым направлением его исследований стал этногенез, которому он посвятил теорию пассионарности.

 

«Пассионарность — это характерологическая доминанта; это непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников», — такое определение термину дает Лев Гумилев в своей работе «Этногенез и биосфера Земли»

Гумилёв полагал, что каждый человек обладает определенным запасом жизненной энергии, поэтому, согласно его теории, общество можно поделить на три категории:

  1. Пассионарии
  2. Гармоничные личности или гармоники
  3. Субпассионарии

Большинство людей – гармоники – направляют свои силы и средства на создание и поддержание комфортных условий для жизни. Они сосредотачиваются на удовлетворении основных потребностей, таких как еда, сон и безопасность, занимаются какой-либо деятельностью, стремятся к продолжению рода.

Однако есть и исключительные люди – пассионарии, способные генерировать дополнительную энергию, которую они направляют на достижение целей, которые, как правило, глобальны и утопичны, требуют риска. По мнению Льва Николаевича, именно пассионарии – двигатели истории, чья деятельность определяет судьбы народов и государств.

К ярким представителям пассионариев учёный относит Александра Македонского, Чингисхана, Петра I и Наполеона Бонапарта и других выдающихся политических, военных и общественных деятелей. Каждый из них оказал решающее влияние на историю и на вектор развития общества в разные исторические периоды.

Субпассионарии являются противоположностью пассионариев. Они мотивированы, прежде всего, своими низшими инстинктами и не способны ни на подвиги, ни на усиленную работу. К этой категории Гумилёв относил бродяг, наркоманов, алкоголиков и мелких преступников.

Пассионарность и особенно её высокая концентрация в народе, по мнению Льва Николаевича, определяет судьбы народов.

Он выделял пять основных стадий существования народов:

  1. Формирование — складывание этноса как единой культурной группы.
  2. Подъем и расцвет — период активного развития этноса, которое происходит благодаря влиянию пассионарных личностей.
  3. Акме (пик развития) — время наивысшего расцвета культуры, науки, экономики и политической силы.
  4. Затухание и упадок — снижение уровня пассионарности, которое приводит к деградации.
  5. Ассимиляция или исчезновение — этнос либо сливается с другими народами, либо полностью утрачивает свою самобытность и идентичность.

Гумилёв также вводит термин «пассионарный толчок» — это резкий всплеск уровня пассионарности в обществе, который приводит к масштабным переменам. Учёный полагал, что эти толчки обусловлены внешними факторами, включая геоклиматические и космические воздействия. Однако исторически, пассионарные толчки наиболее часто проявлялись в форме военных конфликтов, революционных движений, научно-технических революций и периодов культурного ренессанса.

Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Изд-во Ленинградского университета. 1989 г.

Работа Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера Земли» была впервые издана в 1989 году в издательстве Ленинградского университета.

Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Изд-во Ленинградского университета. 1989 г.

Дарственная надпись на форзаце

1
2