Теория пассионарности Льва Николаевича Гумилёва
Лев Николаевич Гумилёв (1912–1992) — единственный сын поэтов Серебряного века Анны Ахматовой и Николая Гумилёва, который, как и родители, писал стихи, но не публиковал их, а основным видом деятельности выбрал науку.
В 1960-е годы Лев Николаевич изучал процессы формирования этносов. Ключевым направлением его исследований стал этногенез, которому он посвятил теорию пассионарности.
Гумилёв полагал, что каждый человек обладает определенным запасом жизненной энергии, поэтому, согласно его теории, общество можно поделить на три категории:
- Пассионарии
- Гармоничные личности или гармоники
- Субпассионарии
Большинство людей – гармоники – направляют свои силы и средства на создание и поддержание комфортных условий для жизни. Они сосредотачиваются на удовлетворении основных потребностей, таких как еда, сон и безопасность, занимаются какой-либо деятельностью, стремятся к продолжению рода.
Однако есть и исключительные люди – пассионарии, способные генерировать дополнительную энергию, которую они направляют на достижение целей, которые, как правило, глобальны и утопичны, требуют риска. По мнению Льва Николаевича, именно пассионарии – двигатели истории, чья деятельность определяет судьбы народов и государств.
К ярким представителям пассионариев учёный относит Александра Македонского, Чингисхана, Петра I и Наполеона Бонапарта и других выдающихся политических, военных и общественных деятелей. Каждый из них оказал решающее влияние на историю и на вектор развития общества в разные исторические периоды.
Субпассионарии являются противоположностью пассионариев. Они мотивированы, прежде всего, своими низшими инстинктами и не способны ни на подвиги, ни на усиленную работу. К этой категории Гумилёв относил бродяг, наркоманов, алкоголиков и мелких преступников.
Пассионарность и особенно её высокая концентрация в народе, по мнению Льва Николаевича, определяет судьбы народов.
Он выделял пять основных стадий существования народов:
- Формирование — складывание этноса как единой культурной группы.
- Подъем и расцвет — период активного развития этноса, которое происходит благодаря влиянию пассионарных личностей.
- Акме (пик развития) — время наивысшего расцвета культуры, науки, экономики и политической силы.
- Затухание и упадок — снижение уровня пассионарности, которое приводит к деградации.
- Ассимиляция или исчезновение — этнос либо сливается с другими народами, либо полностью утрачивает свою самобытность и идентичность.
Гумилёв также вводит термин «пассионарный толчок» — это резкий всплеск уровня пассионарности в обществе, который приводит к масштабным переменам. Учёный полагал, что эти толчки обусловлены внешними факторами, включая геоклиматические и космические воздействия. Однако исторически, пассионарные толчки наиболее часто проявлялись в форме военных конфликтов, революционных движений, научно-технических революций и периодов культурного ренессанса.